Боровск находится в Калужской области в 90 км к юго-западу от Москвы на берегу Протвы.
Из истории Боровска:
Боровск - древний город. Первые известные упоминания о нем датированы 1358 годом. В северной части, в районе Петровой горы, привольно раскинулся вечнозеленый сосновый бор, отсюда Боровск (вероятно) и получил свое название.
Предположительно, Боровск возник в XIII веке. Первое упоминание о городе содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича II Красного, датированной 1358 годом.
В 1382 году город вошел в состав Московского Великого княжества.
В 1444 г. прп. Пафнутием Боровским основан Pождества Богородицы Свято - Пафнутьев Боровский монастырь.
В 1480 году Иван III готовил под Боровском войска к битве с ордынцами.
В 1610 при защите Пафнутьева монастыря от войск Лжедмитрия II (самозванец «тушинский») прямо в соборе был убит Воевода Михаил Константинович Волконский. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.
В XVII веке Боровск стал ареной трагедии старообрядчества. Сюда, в Свято Пафнутьев Боровский монастырь, за неприятие церковных реформ дважды был сослан протопоп Аввакум, где его держали взаперти в "каменном мешке" - в одной из стен храма. «Посем свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала.» («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»)
В Боровский Рождественский девичий монастырь были помещены (уморены голодом в глубокой яме и погребены) его соратницы — боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова. «А бояроню ту Федосью Морозову и совсем разорили, и сына у нея уморили, и ея мучат; и сестру ея Евдокею, бивше батогами, и от детей отлучили и с мужем розвели». («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). На этом месте сейчас находится часовня.
В 1786 году в крестьянской семье, проживавшей в слободе Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской губернии, родился основатель одного из знаменитейших и богатейших родов Российской Империи Михаил Рябушинский. Купец второй гильдии Рябушинский к концу жизни сколотил капитал в 2 млн. рублей, построил три мануфактуры по производству тканей (в Москве, Медыни и Малоярославце)
Во время Отечественной войны 1812 года город и Пафнутьев монастырь были сожжены и разорены французами. Здесь останавливался со своей ставкой сам Наполеон, после же выхода из города французы нещадно сожгли большую часть Боровска. Однако стараниями местных мастеров город был восстановлен.
С 1880 по 1891 годы в Боровске жил К. Э. Циолковский, преподававший арифметику и геометрию в местном уездном училище. Примерно в это же время здесь жил и учительствовал религиозный мыслитель Н. Ф. Фёдоров.
Когда строилась железная дорога, боровские купцы этому воспротивились и скинулись на взятку кому следовало. В итоге дорога прошла через Балабаново. От станции Балабаново до Боровска сейчас ходят автобусы и маршрутки. Купив мороженое местного розлива по смешной цене – 3,5р., мы сели в маршрутку до Боровска.
Город известен благодаря Пафнутьеву монастырю. А с недавних пор многочисленные туристы потянулись сюда для осмотра настенных письмен.. письменов... письменей...
Эпизоды из истории Боровска замечательно отразил на стенах городских домов В. Овчинников, москвич, вышедший на пенсию и перебравшийся в Боровск, где раскрылся его талант художника. Многие фрески, а их уже более ста, сопровождаются стихами Чистиковой. Картины приглашают туриста следовать за собой, открывая новые страницы истории города или конкретного дома. Особенно много их на улице Ленина (смотреть фрески). Помимо улицы, нами были обнаружены еще площадь Ленина и два памятника Ильичу, пожалуй, для такого маленького городка, это очень большое число Лениных на душу населения?:)
Погуляв по Боровску, мы отправились к балабановскому автобусу, чтобы доехать до монастыря. Водитель высадил нас и еще одного человека у тропинки, ведущей к обители. По характерной бороде и хвостику в спутнике угадывался священнослужитель. Так и оказалось, до монастыря нас сопровождал иерей Владимир, заштатный батюшка, как сам он представился. Почему заштатный? Потому что без прихода, русский он, а в Москве русских батюшек только двое сейчас, всех «уволили» - остались только евреи да украинцы. Масоны… От слов батюшки рисовался образ заговоров, закулисной политики, личных интересов, от чего современное русское православие выглядело не в лучшем виде…
А потом нас заперли в монастыре. Без умысла, конечно:) Просто мы последовали за группой молодых людей, поднявшихся на крепостную стену. Они спустились, а мы задержались – дверь оказалась заперта, 5 часов – все на службе до восьми. За время заточения на стене были обнаружены: свежерисованные картины с изображением монастыря, гуашевые наброски храма, старые ульи с сотами, склад пыльных валенок, плотницкий инструмент. И сделаны красивые фотографии монастырских владений:)
Вскоре мы достучались до столовой строителей (молдаване, а кто вы думаете храмы строит:)) и были вызволены.
Монастырь потихоньку реконструируется, башни пока в лесах, но уже сейчас выглядит неплохо.
Поездка была завершена купанием в р. Пахре неподалеку от монастыря.